В.И. Малыгин, Н.В. Лобанов, А.В. Васильев
Проблема механического соединения элементов ответственных конструкций, работающих в условиях больших нагрузок, при которых необходимо исключить разрушение соединения, весьма актуальна. Необходимое усилие предварительной затяжки (до 2400 кН) требует создания большого момента, расчетное значение которого достигает 40 кН · м, что вызывает проблемы, особенно при монтаже и демонтаже лопастей непосредственно на судне в условиях дока или стапеля, а также в условиях эксплуатации. Проблема усугубляется явлением «схватывания» поверхностей в резьбовых соединениях, детали которых изготовлены из нержавеющих сталей. Производственный опыт показывает, что местные схватывания возникают довольно часто, в отдельных случаях приводя к невозможности обеспечения требуемого усилия затяжки или ослабления соединения и, как правило, к неустранимым повреждениям резьбы болта и ступицы.
Задача проведенного исследования уточнение значений коэффициента трения пар материалов резьбовых соединений сборных гребных винтов в зависимости от давления на поверхности трения и различных видов покрытия поверхностей трения со смазкой и без смазки.
Исследование носило прикладной характер, поэтому условия его проведения конкретизировались особенностями используемых конструкций, а также материалов и технологии затяжки резьбовых соединений «лопасть—ступица» сборных гребных винтов.
Ключевые слова: исследование резьбы, болтовое соединение, трение, триботехнические характеристики, нержавеющая сталь, газодинамический метод, покрытие..